Сочинение по тексту №2

Сборник И.П. Цыбулько "36 вариантов. ЕГЭ-2019". Сочинение написано в строгом соответствии с новыми критериями оценивания задания 27.



В доме боярина Никиты Филимоныча Крутоярского дым стоял коромыслом.

Боярышня Уленька Крутоярская нарядила всех своих сенных девушек-служанок в разные наряды скоморошеские: кого медведицей, кого козой, кого важной боярыней, кого торговкой из плодовых рядов, что в Китай-городе, и теперь тешилась с ними разными играми под заливчатый, звонкий девичий хохот.

Самой весёлой и изобретательной была любимая наперсница боярышни — черноокая Матрёша, которая, забавно переваливаясь с ноги на ногу, стала изображать Мишку Топтыгина, отправляющегося за мёдом на пчельник.



Сочинение 559 слов

В нашей повседневной жизни мы каждый день сталкиваемся с разными людьми, у каждого из нас есть устоявшийся круг знакомых и друзей, есть дорогая сердцу семья. К сожалению, только в идеальном варианте мы не встречаем на своем пути людей, которые бы не завидовали, не желали нам зла. Иногда может показаться, что в человеке, ненавидящем нас по каким-то причинам, совсем нет ничего хорошего, что он вобрал в себя все отрицательные качества. А способно ли доброе отношение пробудить в такой личности теплоту, желание сделать в ответ что-то хорошее? Именно о силе добра и размышляет в своем тексте Л.А. Чарская.

В поисках ответа на данный вопрос писательница обращается к эпохе правления Ивана Грозного, к эпохе опричнины. После ареста боярина Крутоярского слуги царя явились за его женой и дочерью. Описывая это, автор обращает внимание на то, какой ужас наводили опричники на людей: «Грозное известие сразило всех, лишило силы двигаться, соображать, слово единое молвить». Почему они внушали такой страх? Потому что опричники своей главной задачей считали уничтожение бояр, не брезговали клеветой и доносами, навлекая на невиновных людей гнев царя.

В тот момент, когда все опешили от страха, присутствие духа не потеряла одна Матрёша, служанка боярышни, ее любимица. Она не только смогла спасти бояр Крутоярских, но и смягчила сердце самого Малюты Скуратова, начальника опричников. Как же ей это удалось?

Матрёша встретила Скуратова очень спокойно и ласково. Ворвались опричники в дом «с дикими гиканьями», ожидая увидеть в глазах хозяев ужас, волнение, тревогу. А Матрёша, переодевшись боярышней, с улыбкой и поклоном обратилась к начальнику: «Рады-радехоньки тебе, гость дорогой. Чем потчевать тебя велишь-прикажешь?... позволь мне тебя встретить всем тем, чего твоя душенька пожелает». И тут самый главный опричник, описанный как «страшный, угрюмый, зверски жестокий…», потерял дар речи: «Что-то дрогнуло в ожесточенном сердце Малюты». Такая реакция Скуратова доказывает силу доброты Матрёши, сумевшей сохранить жизнь своим господам и всем домашним, поступив мудро, ласково. Она не стала умолять о пощаде, плакать, а сразила этих людей совершенно другим, противоположным поведением.

Любимица боярышни Крутоярской весельем да плясками и вовсе растопила сердце Малюты. Он дал обещание освободить из тюрьмы боярина Никиту Филимоныча. Почему опричник так поступил? Вот его слова, обращенные к Матрёше: «Никто меня из крамольников бояр не встречал так доселе… Благодари Бога, девушка, что наградил он тебя такой веселой да ласковой душой». То есть даже такого закоренелого злодея, как Малюта Скуратов, не оставила равнодушным доброта. Опричник свое слово сдержал, бояре Крутоярские смогли воссоединиться.

И ласковое, обходительное поведение Матрёши при появлении опричников, и благодарность Скуратова за теплый прием связаны между собой, так как иллюстрируют силу доброты. Читатель понимает, что на добро отвечают добром даже злодеи, что ласка способна растопить любое сердце и спасти кого-то от гибели.

Таким образом, позиция автора заключается в следующем: сила добра настолько велика, что может творить чудеса, властна над ожесточенными людьми. Добро растопит лед в душе любого, перед такими чарами устоять невозможно.

Я согласна с позицией автора, потому что размышления Л.А. Чарской  о силе доброты пересекаются с народной мудростью: «Ласковое слово и камень точит». Если на агрессию, негатив, зло ответить улыбкой, приятным словом, это, как минимум, шокирует человека, собирающегося совершить что-то плохое. Хочется верить, что в ответ на доброту кто-то передумает вредить и подличать.

Итак, Л.А. Чарская в своем тексте иллюстрирует силу доброты. На примере гостеприимного поведения Матрёши с жестокими опричниками писательница показывает, что даже озлобленные люди могут растаять от приятных слов и обходительного отношения. История, случившаяся во времена правления Ивана Грозного, подтверждает пословицу: «Твори добро, и оно к тебе вернется».