Сочинение по тексту №14

Сборник И.П. Цыбулько "36 вариантов. ЕГЭ-2019". Сочинение написано в строгом соответствии с новыми критериями оценивания задания 27.



Встреча произошла неожиданно. Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым.



Сочинение 563 слова

Великая Отечественная война – печальная и страшная страница истории, написанная кровью погибших и наполненная страданиями людей. Народ героически защищал свою родину от захватчиков, не жалея ради этой цели ни здоровья, ни жизни. Война ужасна тем, что по определенным причинам сталкивает, стравливает людей. Человек вынужден убивать другого человека, чтобы выжить и спасти свою землю от рабства и ужасов оккупации. Можно ли быть милосердным по отношению к врагу на войне? Над этим вопросом размышляет Б.Л. Васильев в своём тексте.

Чтобы найти ответ на данный вопрос, писатель обращается к истории, случившейся на фронте с советским солдатом Плужниковым. Он должен был допросить и расстрелять плененного им немца. Человек, которого захватил Плужников, не пытался спастись ни бегством, ни попыткой убить солдата: «… он упал на колени». В этом действии показано нежелание немца воевать, он не способен на жестокость даже ради сохранения своей жизни. Это был не агрессивный, злой, беспощадный фашист, а обычный человек, которого против его воли затянули в адскую действительность. Психологическое состояние пленного передается с помощью авторских описаний его поведения на допросе: «плачущим голосом», «захлебываясь и глотая слова», «дрожавшие руки». Этот мужчина искал понимания у врагов, потому что там, дома, его ждет семья. Ему хотелось просто вернуться к своим детям. Не думал он о фюрере, о будущем страны, потому что перед Плужниковым просил пощады не солдат вермахта, а рядовой немец.

Плужников не смог выстрелить в «спину, которая прикрывала троих детей». Он прекрасно понимал, что попал в плен не исполнитель приказов фюрера, а поистине несчастный человек, которому вообще эта война не нужна: «… этот немец не хотел воевать». Советский солдат не видел в пленном своего врага и жестокого убийцу, он направлял ружье на старика, обреченного на гибель не по своей воле. Почему же Плужников сохранил жизнь немцу? Ответ прост: он пощадил его «для своей совести, которая хотела остаться чистой». Милосердие в данном случае было вызвано осознанием того, что солдат не может  лишить жизни человека, который страдает от своего безвыходного положения. Неужели бы этот старик при возможности выбора бросил семью ради чьих-то политических идей? Нет, конечно. Собственное государство зажало человека в тиски, решило его судьбу и бросило в огонь войны. Плужников все-таки сражался с врагами, а не с несчастными немецкими гражданами.

Между фрагментом текста, описывающим поведение немца в плену, и эпизодом, иллюстрирующим милосердие Плужникова, прослеживается идейная связь. После допроса советский солдат как бы оттаивает от суровых военных будней, в которых он «выключал» в себе чувства. Пленный немец напомнил Плужникову, что человек должен оставаться человеком даже на фронте.

Б.Л. Васильев подводит читателя к выводу о том, что даже в условиях всеобщей жестокости, непримиримости человек, выполняющий приказ и живущий по определенным военным законам, должен быть милосердным. Не всегда перед нами действительно враг, это может быть несчастный человек, который и не виноват ни в чем. Он не должен приговариваться к смерти лишь за то, что является заложником жизненной ситуации. Страна, развязавшая войну, обрекла своих граждан на страдания и лишила права выбирать.

Я согласна с позицией автора, так как считаю, что в отдельных случаях милосердие по отношению к неприятелю необходимо. Вражеская армия не состоит только из идейных добровольцев, искренне разделяющих политический курс своей страны и готовых ради высокой цели приносить горе другому народу. В круговороте истории часто оказываются люди, лишенные свободной воли и не сделавшие ничего плохого.

В заключение важно отметить, что иногда нарушение законов военного времени спасает  жизнь обычному человеку, попавшему в сложную смертельную ситуацию. Милосердие, по мнению Б.Л. Васильева, допустимо на фронте, когда под прицелом оказывается жизнь простого гражданина, а не врага.